В настоящее время в стенах нашей школы проходит выставка детских работ на тему «Русские народные промыслы» в рамках всероссийской акции «Народная культура для школьников». Каждый народ, каждая нация должны помнить, хранить и чтить традиции своих предков. И, наверное, не случайно Михаил Ломоносов сказал такие слова: «Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего». Это очень актуально в сегодняшнее время. В современном мире многое традиционное заменилось суррогатными подделками, более китчевыми и броскими. Хорошо, что в нашей стране ещё поддерживаются народные ремёсла, формы народного творчества, в которых отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.
На нашей выставке представлены лишь некоторые направления: росписи - гжель, хохлома, городецкая и глиняная игрушки – дымковская, абашевская и филимоновская. Всё то, что изучают наши учащиеся на уроках прикладного творчества.
Гжель – это название живописного подмосковного региона. Слово «Гжель» сегодня невероятно популярно. Это красота гармонии, зимняя сказка и быль одновременно. Фарфор с нарядно-голубой росписью известен теперь не только в России, но и далеко за её пределами.
Хохлома (город Семёново Нижегородской области) — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая сияющим золотом оперением. Не может обойтись хохломская роспись и без растительных мотивов: ягоды и травы, скромные полевые цветы и тяжёлые из «кудрины». Ещё одно название росписи — «золотая хохлома».
Городецкая роспись (Нижегородская область) легко узнаваема. Мотивами росписи для сундуков, шкатулок, прялок становились крестьянский и городской быт, жанровые сцены. Для этой живописи характерна лубочность и нарочитость. Более размашисто писали в Городце растительные мотивы – цветы и листовидные узоры.
Кроме бытовых сцен и растительных мотивов в городецкой росписи, одним из излюбленных персонажей стали кони и петушки. При этом кони в городецком варианте такие же стройные и тонконогие, как северной в мезенской росписи.
Для дымковских игрушек (город Вятка, ныне Киров) характерно большое разнообразие форм – это фигурки и свистульки в виде животных и птиц, коней-двухголовок и трехголовок, всадников, нарядных барынь и деревенских крестьянок. Многих барынь сопровождают офицеры или мужики городские и деревенские.
Сегодня мастерство, как и прежде, бережно передается «из рук в руки» от опытных мастериц молодым, тем самым сохраняется преемственность поколений в народном художественном промысле.
Абашевская игрушка (Пензенская область) - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
Филимо́новская игрушка - (деревня Филимоново Тульской области)
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки, так как считалось, что их свист отпугивает злых духов: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Кроме свистулек изготавливают погремушки, называемые «грематухами».
Вот как разнообразен мир народных промыслов. Сколько любви вложено каждым мастером в свою работу. Меняются времена и традиции, на первый план выходят новейшие технологии, компьютерные программы, робототехника. Но неизменным останется у человека любовь и трепетное отношение к природе, желание восхищаться всем, что нас окружает, стремление создавать что-то своими руками. Как хорошо, что есть база, опора, «стержень» нашего народа – это наша история, неповторимость русской традиционной культуры.